Aller au contenu

Деятельностный подход в обучении языку

Современная методика обучения иностранным языкам основана на коммуникативно-деятельностном подходе. Язык - это не свод правил, которые необходимо заучить, а инструмент, помогающий решать практические задачи в различных ситуациях межкультурного общения. Задачи эти, как и задачи, которые мы решаем с помощью родного языка, могут быть как самыми простыми, не выходящими за пределы бытовой сферы (сделать покупки в магазине или заказать билет на иноязычном сайте), так и достаточно сложными, требующими предварительной подготовки и специальных знаний (обсуждение бизнес-проекта или подготовка научного доклада). Чем сложнее задача, тем сложнее языковой инструментарий, который требуется для ее решения. Совершенствование во владении набором "языковых инструментов" - накопление знаний, отработка умений и закрепление навыков - происходит постепенно. По сути, как и в отношении родного языка, в течение всей жизни, и мы сами можем определять "пределы своего совершенства".

Реализация деятельностного подхода обеспечивается следующей системой дидактических принципов:

1) Принцип деятельности - учащийся не потребляет знания в готовом виде, а учится добывать их сам и активно участвует в их совершенствовании. Таким образом, из пассивного объекта педагогического воздействия он превращается в активного участника процесса освоения языка - языкового пользователя, а преподаватель становится его помощником в освоении и ситематизации новых знаний, направляет познавательную деятельность учащихся. Этот принцип реализуется с помощью проектной методики, нацеленной на решение конкретных практических задач.

2) Принцип непрерывности – предполагает преемственность между этапами обучения на уровне содержания и методики с учетом возрастных и индивидуальных психологических особенностей учащихся. Принцип непрерывности обеспечивается уровневой шкалой Европейского языкового стандарта.

3) Принцип целостности – предполагает формирование обобщенного системного представления о мире и культуре страны/стран изучаемого языка, а также гармоничное развитие навыков общения в 4-х видах речевой деятельности: понимание иноязычной речи на слух (аудирование), понимание письменной речи (чтение), продукция устной речи (говорение) и письменной (письмо).

4) Принцип минимакса учёт интересов и потребностей учащихся, возможность освоения содержания образования на максимальном для каждого уровне, начиная с его усвоения на уровне социально безопасного минимума.

5) Принцип психологической комфортности – снятие стрессообразующих факторов учебного процесса, создание доброжелательной атмосферы, ориентированной на  сотрудничество и диалог.

6) Принцип вариативности – предполагает осознанный выбор вариантов при построении индивидуальной образовательной траектории.

Обучение на курсах АФ-Пермь может начинаться с любого уровня, в том числе "с нуля"; в зависимости от индивидуальных задач, интересов и возможностей, учащиеся могут переходить с одного уровня на другой; выбирать тематику, темп и форму обучения (в группе, индивидуально, он-лайн, очно-заочные программы); определять приоритеты в развитии видов речевой деятельности (см. статью Как выбрать курс обучения?).  

7) Принцип творчества – означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе.

Модульный принцип обучения, предлагаемый АФ-Пермь, позволяет выстроить саморегулируемую систему изучения языка, которую каждый языковой пользователь может складывать из отдельных кубиков в разных сочетаниях: разноуровневые программы общеязыковых курсов,  тематические модули по выбору, посещение разговорного клуба и культурных мероприятий АФ-Пермь, языковые стажировки во Франции.

Bienvenue à l'Alliance Française !